Трафаретная печать

Трафаретной печатью называется технология перенесения рисунка или изображения или текста на материал с помощью шаблона-трафарета. В печатной форме проделывают отверстия, соответствующие контурам будущего штампа; через эти отверстия краска попадает на желаемую поверхность, оставляется оттиск.

Такой способ печати считается очень древним: по одной из версий, впервые его начали применять древние финикийцы, которые добывали пурпур из железистого секрета моллюсков и вручную переносили его через шаблон на ткани; другие исследователи считают первооткрывателями трафаретной печати китайцев и японцев.

Действительно, до наших дней дошло древнее японское искусство катагами (вырезание трафаретов из бумаги), зародившееся ещё в VIII веке.

Трафаретная печать - фото процесса

Сегодня трафаретная печать используется в промышленной полиграфии, сувенирном деле, уличной живописи, автомобильном тюнинге и многих других сферах.

Достоинства и недостатки

Шаблонное нанесение печатного материала имеет несколько преимуществ перед другими полиграфическими методами:

  • Материальная доступность и низкая стоимость.
  • Возможность создания работы не только с помощью современной техники, но и вручную.
  • Толщина готового изображения получается минимум в 10 раз больше, чем у печатного материала, созданного офсетным или глубоким способом. В итоге оттиск выглядит более объёмно и красочно.
  • Можно добиться различных спецэффектов: фактурной имитации, лакирования, дополнительного объёма, блестящих элементов (используемые блёстки называются глиттерами).
  • Широкий ассортимент материалов для нанесения графики: бумага, плёнка, картон, ткань, металл, керамика, дерево и другие.
  • Возможность работать как с плоскими, так и с объёмными поверхностями.
  • Техника применяется практически для любых форматов, от миниатюрных до крупных.

Создание массового тиража

Единственным недостатком трафаретной методики является скурпулёзность процесса и вероятность появления дефектов на готовом изделии. Дело в том, что при работе со средними и большими изображениями общая картина делится на сегменты, для каждого из которых создаётся свой шаблон. В процессе набивки рисунка на поверхность все части смыкаются особыми скрепами: любое неловкое движение, разрыв соединения или нанесение слоя краски неподходящей толщины могут привести к неуместным «разрезам» картинки и непривлекательной шероховатости окантовки.

Производственная механика

Первоочередная разница между любительской и типографской печатью заключается в технологии создания трафарета. Непрофессионалы обычно изготавливают шаблон вручную, тогда как в промышленности используется метод ризографии. В данном случае фрагменты будущего изображения выжигаются на трафаретной мастер-плёнке горячей термоголовкой ризографа.

По-другому современная техника профессиональной трафаретной печати называется шелкографией. Методика была запатентована в Америке в 1907 году под названием «silk screen printing» — дословно «печать шёлковым ситом». Современный вид шелкография приобрела во Франции так же в середине XX века.

Технология шелкографии

Суть метода заключается в том, что в качестве печатной формы в шелкографии применяется моноволоконная сетка толщиной не более 500 микрометров и плотностью не более 400 нитей на сантиметр. Первые сетки действительно были изготовлены из шёлка, однако в современном печатном деле используют металлические, нейлоновые и полиэфирные материи.

Процесс шелкографии

Существует 2 вида шелкографии: контактный и бесконтактный.

Контактный способ
Методика предполагает непосредственный контакт сетки с поверхностью для набивки. Изображение наносится ракелем — элементом станка, напоминающим тонкий и упругий стальной шпатель.

Этапы работы:

  • В первую очередь сетку нужно почистить и обезжирить. Обычно это делается поверхностноактивным моющим средством или раствором каустической соды с водой в соотношении 1:4.
  • Готовится шаблон. На сегодняшний день применяются разные трафареты: от бумажной или плёночной вырезки до металлического листа с лазерным выжиганием контуров изображения.
  • Соприкасающуюся с поверхностью нанесения рисунка сторону сетки покрывают желатиновым фотораствором в несколько приёмов (для улучшения чёткости будущего оттиска).
  • Обратную (ракельную) сетчатую поверхность также покрывают раствором в 2-3 приёма.
  • Сушку осуществляют при температуре приблизительно 20-30 градусов в тёмном месте, поверхностной стороной вниз.
  • Повторное нанесение фотораствора.
  • Повторная сушка при тех же условиях, но уже внешней стороной формы вверх.
  • Копирование диапозитива с помощью засвечивания (необходимо максимальное соприкосновение диапозитива и сетки).
  • Промывка и проявление.
  • Печать

Особенности:

  • засохший фотораствор категорически запрещено подвергать воздействию солнечных лучей, поэтому повторное нанесение раствора должно происходить при красном освещении;
  • при сушке фоторастворы уменьшаются в объёме;
  • время засветки определить можно только опытным путём;
  • необходимо соблюдать влажность воздуха не более 65%

Бесконтактный способ

При бесконтактном способе переноса картинки на поверхность используются те же этапы и условия подготовки печатной формы. Единственное отличие заключается непосредственно в печатном процессе: сетка не соприкасается с поверхностью, а краска наносится не ракелем, а с помощью электростатических сил.

Обратный звонок

Заполните, пожалуйста, форму и наш менеджер свяжется с Вами в кратчайшие сроки.

Обратный звонок
Заполните, пожалуйста, форму и наш менеджер свяжется с Вами в кратчайшие сроки.